Оздоровительно-развивающая программа "ЗДРАВСТВУЙ!"
«Здравствуй!» — название программы формирования здоровья
дошкольников.
Для названия программы здоровья
детей России взято исконно русское слово.
В нем звучит приветствие ребенку, приглашение его в мир. В названии также
показана главная цель программы: на личностном уровне научить ребенка любить
себя. Именно через любовь к себе можно научить ребенка любви к ближним, выполняя
библейскую заповедь «возлюбить ближнего как самого себя».
Данный курс направлен на оздоровление детей в детском саду и в семье. Его
цель - помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей
дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с
формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
В программу курса входят не только оздоровительные, но и познавательные
элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. При этом содержание курса,
включающее в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние
потребности физиологического, психического и личностного роста детей.
Особую роль в курсе играет музыка, которая впервые в отечественной и
зарубежной педагогической литературе о формировании здоровья является не
дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса, позволяющей
организовать межфункциональный тренинг организма ребенка.
Материал курса предназначен для
работы с детьми трех-семилетнего возраста. В роли организатора оздоровительных
занятий выступает музыкальный руководитель, так как работа по оздоровлению
ведется в первую очередь с помощью музыки путем формирования у детей
эмоционально-музыкальной доминанты. ЭМД — сложная система восприятия ребенком
окружающего мира и самого себя через музыкальные образы, возникающие в процессе
музыкального творчества: пения, сочинения музыки, игры на детских музыкальных
инструментах, слушания музыки и т. д. Эта система связана с различными сторонами
эмоциональной сферы ребенка, обусловливающими стиль его поведения.
При разработке основного метода курса учитывались особенности воздействия
психологических факторов (эмоции, мотивация и самосознание) на физическое
здоровье. Было также установлено, что главным физическим фактором, наиболее
тесно связанным с психологическими и одновременно наиболее важным для
жизнедеятельности организма, является дыхание.
В связи с этим был разработан метод музыкальной психорегуляции дыхания,
предполагающий постоянный дозированный эмоционально-дыхательно-двигательный
тренинг ребенка в течение всего года.
Для осуществления данного метода
были специально написаны песни (вокальные номера) на тематическом материале
уроков здоровья (в программе употребляется термин «урок здоровья» наряду с
обычным термином «оздоровительное занятие»).
Каждая песня представляет собой цветоинтонационную гимнастику, осуществляемую
с помощью сольфеджирования по специально разработанному нотному стану с цветными
нотками. При сольфеджировании ребенок производит вертикальные перемещения тела
(садится и встает), соответствующие рисунку мелодии. Это позволяет формировать
внутренний музыкальный слух и музыкальное интонационное мышление. Кроме того,
каждая песня сопровождается рисованием.
В данном курсе разработан механизм формирования социальной мотивации здоровья
путем проведения ежегодных Детских Игр Здоровья - Здравиад (автор — М. Л.
Лазарев, 1998), представляющих собой детское неолимпийское движение.
Реализация курса «Здравствуй!» предполагает коллективное участие родителей
и всех сотрудников детского сада.
Учреждение участвует в президентской программе
"Инвалиды—дети России".
|