ПОДПИСКА НА НОВОСТИ САЙТА
|
ДЕТСКАЯ ОРТОПЕДИЯ
Отклонения опорно-двигательного аппарата (ОДА) являются первопричиной многих болезней. Правильно сформированный, хорошо функционирующий аппарат - одно из основных условий полноценного развития ребенка. К моменту рождения его структурная дифференцировка* далеко не закончена. Очень высокие темпы роста костной ткани в раннем детском возрасте создают особую уязвимость ОДА, последствия этого часто трудно исправимы. Поэтому чем раньше начнется коррекция ОДА ребенка, тем больше шансов вернуть опорно-двигательную систему к норме, к полноценному функционированию.
В детском саду собран коллектив специалистов, которые направляют все свои усилия на восстановление ОДА воспитанников, а именно:
- врач-ортопед;
- инструкторы лечебной физкультуры (ЛФК);
- инструкторы по физкультуре (плавание);
- медсестры по массажу.
Коррекционная работа начинается с осмотра детей врачом-ортопедом, показатели фиксируются, чтобы в дальнейшем проследить динамику эффективности проводимых занятий.
В комплексе лечения нарушений ОДА применяют:
- массаж,
- корригирующую лечебную гимнастику,
- укрепляющее физиотерапевтическое лечение (электростимуляция мышц).
Эффективность действия физических упражнений повышается при комплексном использовании различных средств ЛФК: лечебное плавание, фитбол-гимнастика, лечение положения и др., которые позволяют вовлекать в активное движение резко ослабленные группы мышц.
Занятия ЛФК проводятся 2-3 раза в неделю по 20-40 минут (в зависимости от возраста детей), для воспитанников с выраженной патологией применяется индивидуальный метод занятий. Первым этапом (подготовительным) проводится базисное ЛФК групповым методом. Даются упражнения для
укрепления мышечного корсета, дыхательная V гимнастика. В дальнейшем проводятся индивидуально-корригирующая гимнастика (КГ), массаж, занятия на тренажерах, коррекция ОДА положением.
Большое значение на ЛФК уделяется дозированию физической нагрузки, которая должна быть адекватна состоянию здоровья ребенка, его психомоторному развитию. Основными критериями дозировки нагрузки при поведении лечебной гимнастики (ЛГ) являются исходные положения при выполнении
упражнений, количество повторений, длительность занятий, а также моторная плотность нагрузки. Упражнения чередуются с дыхательной гимнастикой. При занятиях ЛГ учитывается характер изменения ОДА ребенка. Осуществляется медико-педагогический контроль за детьми. Занятия для
дошкольников строятся в игровой форме, что облегчает необходимость многократного повторения упражнений.
Для примера опишем некоторые типы нарушений осанки и корригирующее влияние на них некоторых физических упражнений.
- «Куриная» грудь - выступающая вперед грудина, грудная клетка сужена, уплощена, ее объем уменьшается. Легкие, сердце, сосуды находятся в стесненных условиях, что ухудшает их нормальное развитие и функционирование. Гимнастические упражнения при таком виде деформации грудной
клетки должны быть направлены на укрепление грудных мышц и мышц спины, на увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение легочной вентиляции. Занятия могут быть на снарядах, со снарядами, с отягощением, Тренируя более полноценный глубокий выдох после вдоха, на
выдохе можно надавливать руками на грудину и выступающие ребра. В качестве дополнительной нагрузки можно использовать мешочки с песком весом 500-1000 г, устанавливая их на диафрагму.
- «Впалая» грудь - Характеризуется тем, что грудина и ребра своим вдавлением в грудную клетку образуют как бы воронку. При этом плечи выступают вперед, лопатки расходятся как крылья, сильно выступают ключицы. Отмечается ассиметрия обеих половин грудной клетки, одна их них более
выпуклая. Ассиметрия грудной клетки приводит к искривлению позвоночника и перекосу таза. Из-за затрудненной работы легких сердца, дети жалуются на быструю утомляемость, снижение работоспособности. Детям необходима дыхательная гимнастика, общеукрепляющие упражнения. Следует иметь
в виду, что у большинства детей с деформацией грудной клетки мышцы спины развиты слабо.
Физические упражнения, используемые у детей с ортопедическими отклонениями, подбираются актуально в соответствии с особенностями роста, развития, возраста и двигательными возможностями ребенка.
______________________
* Превращение однородных клеток в специализированные, то есть в выполняющие определенную функцию.
Учреждение участвует в президентской программе
"Инвалиды—дети России".
|