ПОДПИСКА НА НОВОСТИ САЙТА
|
Сенсорное воспитание
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью
которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,
эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного
развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит,
осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном
этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой
связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего
нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше
ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе
раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
В нашем детском саду на каждом занятии решение задач преемственно
ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно
направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном
детстве.
- В основу первого принципа
положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания,
предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой
ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с
цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа
речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д.
- Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с
различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление
и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных
дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок
ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении
важных жизненных задач.
В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более
важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются
сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно
быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их
«сигнального значения».
- Третьим принципом теории
сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и
умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и
качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со
всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в
отдельности, невозможно.
Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате
специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую
ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода
качеств, служащие решению ряда сходных задач.
- Четвертый принцип
предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и
качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т.
е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него
знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как
средство восприятия и осознания нового предмета.
Таким образом, основной задачей сенсорного воспитания, является
ознакомления малышей со свойствами предметов — это обеспечить накопление
представлений о цвете, форме, и величине предметов.
В раннем детстве еще нет
возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными
эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако
проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е.
строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего
детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что
требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности,
все основные варианты. Поскольку эта система включает прежде всего основные
цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый,
белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3
разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно,
чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих
фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.
Учреждение участвует в президентской программе
"Инвалиды—дети России".
|