|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Детская психологияПсихическим развитием ребенка в нашем детском саду, занимаются высококвалифицированные психологи. Ведь раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), совершенствования основных видов деятельности (труд, игра, учение) или формирования личности по годам жизни малыша очень сложно. Эти изменения заметны не всегда и порой охватывают лишь отдельные стороны общего процесса. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая. Расширяются знания детей о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанных непосредственно с обслуживанием ребенка. Представления о вещах, их свойствах легко соединяются в сознании ребенка с новыми знаниями о труде взрослых по изготовлению предметов. Дети узнают, что выбор материала, формы и цвета вещи определяется стремлением сделать ее максимально удобной и приятной для окружающих. И наконец, дети старшей группы могут и хотят отражать в играх свое отношение к окружающему. В ролевых играх и действиях более всего формируются механизмы самооценки, легче усваиваются нормы поведения и коллективных отношений. При всем этом разные проявления каждой из сторон личности развиваются не синхронно, например моральные представления, чувства, действия. Так, прослушав литературное произведение, рассказ о доступном их пониманию событии, рассматривая иллюстрации, дети пяти-шести лет верно и эмоционально оценивают действия и поступки персонажей, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития моральных представлений и чувств. Но в жизни поступают правильно далеко на все. Более всего активизирует моральные действия (т. е. совершаемые бескорыстно, при отсутствии контроля, наград, наказаний) приобщение детей к делам взрослых, которым они симпатизируют. Другие приемы, даже опора на личный пример окружающих, менее эффективны. Приведенная краткая характеристика личностного развития старшего дошкольника
свидетельствует о том, что оно осуществляется в процессе разнообразной
деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Взаимоотношения с
окружающими, формирующиеся у детей в процессе той или иной деятельности,
характеризуются следующим. Если удовлетворяется любознательность ребенка, его
потребность в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, у него
возникают чувство доверия к окружающим, известная широта социальных контактов.
Дети, например, говорят, что в случае затруднений они обратятся дома за помощью
к папе с мамой, а в детском саду к воспитателям и друзьям. Если же потребность в
общении удовлетворяется недостаточно, у ребенка складываются чувство недоверия к
взрослым и сверстникам, узость, избирательность контактов («Я только с Сережей
играю, он один мне помогает...» и др.). Воспитываясь в средней группе, ребенок приобретает умения наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то, благодарить. Но формы вежливого обращения ему еще надо осваивать. Дети пользуются ими преимущественно в деятельности, организованной взрослым, или когда исполняют ту или иную роль в игре. Не все умеют вовремя оказывать помощь друг другу, согласовывать свои действия. Очень немногие проявляют организаторские умения. Всему этому дошкольники должны научиться в старшей группе. Пяти-шестилетний ребенок нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ними в детском саду он проводит 50— 70% времени. Ежедневно по многу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных («Он хорошо дежурит»), для игр и занятий — тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется и на нравственные качества сверстника («Мы дружим. Мы всегда вместе играем, он меня защищает. Он добрый, справедливый, не дерется. Я бы с Валей хотел сидеть на занятии, а то Саша мне мешает» и т.д.). Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся. По данным психологов, стремление вместе играть больше выражено у детей
старших групп. С возрастом ребенка, особенно в школьный период, укрепляются
«деловые связи» (в труде, на занятиях). Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют
или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают
разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить
в контакт с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у
тех, кто пришел в старшую группу из семьи и не имеет навыков общения в
коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники
избегают контактов с ними («Он не умеет играть! Она ничего не знает»). Такого
рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к
общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты
характера. Всеми особенностями детской психологии в нашем детском саду с Вашим ребенком ежедневно занимаются психологи. Вы можете задать вопрос психологу нашего детского – сада в разделе “Вопрос - ответ”. Учреждение участвует в президентской программе "Инвалиды—дети России". |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Западное Окружное Управление Департамента Образования г.
Москвы Москва, ул. Крылатские холмы, д. 11, тел: 413-66-65, т/ф: 413-70-35 |